Вторник, 17 февраля, 2026

Вторая мировая война в Житомире. Страницами истории

На теле Европы есть немало исторических ран, которые зажили с течением времени, но большинство из них не заживут никогда и все они оставлены именно войнами. Житомир, один из тех городов мира, который в 40-е годы ХХ века изрядно разорвала война и на карте Полесья не то, что немало ран, а Житомирщину можно считать сплошной гематомой, которую оставила после себя война. Далее на yes-zhytomyr.

Современное поколение на улицах города нередко наталкивается на напоминание тех ужасающих событий в виде памятников, мемориальных досок, вечного огня и т.д. Но за этими бездушными материалами скрыты человеческие страдания, о которых нужно и следует помнить, вспоминать, чтобы не допустить повторения, которое, к сожалению, все же постигло нашу Родину.

1941 год. Война пришла

Как известно, утром 22 июня 1941 года в Житомир пришла беда и первыми пострадали Скоморохи и железнодорожный вокзал, где и разорвались первые бомбы, сброшенные военной авиацией врага. Через несколько дней война пришла уже к Звягелю, Коростеню и Бердичеву, ведь войска фашистов зашли в Житомир без сопротивления, из-за отсутствия обороны и им это не составило труда. Начался ад и кроме самых боевых действий в истории города во времена войны были дни, которые навсегда запомнятся особо.

Болезненные страницы

Стоит ли сообщать о многочисленных разрушениях зданий города, изуродованных нацистами? Наверное, этот факт никого не удивит, ведь большинство из этих сооружений смогли пережить нашествие врага и выстоять, а были и те, которые навсегда отошли в вечность и уже не подлежали реставрации.

Что же касается событий, которые особенно болезненно переживал город, то их более чем в изобилии и попытаемся вспомнить те, что мощнее всего ударили по горожанам и которые навсегда вписаны кровавыми буквами в летопись Житомира 40-х годов ХХ века.

В начале военных событий в город зашла так называемая «зондеркоманда», специальное подразделение, которое должно было уничтожать горожан, которые противились нацистам всевозможными доступными методами. Конечно, простой люд в большинстве своем был уничтожен по причине отсутствия вооружения, которое было в руках врага в достаточном количестве. Кроме того, враг вылавливал по городу молодых людей и отправлял на каторжные работы в Германию.

19 июля, из-за поджога одного из автомобилей врага, было захвачено около сотни горожан, которые были расстреляны рядом с рекой Каменка, где находится район Богуния.

В том же году 7 августа состоялась еще одна кровавая акция фашистов, когда на Сенном рынке произошло показательное повешение евреев, а тех, кого не успевали повесить, вывезли за город и беспощадно и хладнокровно расстреляли. Краеведы утверждают, что братская могила, как и собственное место расстрела, сейчас находится в лесах поселка Ивановка, который находится в нескольких километрах от города.

Недалеко от поселка Довжик также имеется еще одно место, где незваные гости отбирали жизнь у мирных горожан и судя по надписи на мемориальной доске в том месте было расстреляно 9623 партизана и патриота, сопротивлявшихся войскам фашистов.

«Stalag 358», именно так назывался лагерь военнопленных, который был организован рядом с местом, которое жители Житомира, знают, как гостиница «Елка». Сюда немцы свозили наших соотечественников, которые попали в плен под Киевом, Севастополем. Дальнейшую судьбу военных из Украины нетрудно догадаться, таковы были методы тех, кто пришел на нашу землю. Страшные цифры в 65 000 военнопленных, именно такое количество погребенных соотечественников было найдено на территории лагеря после освобождения города. Недалеко от конечной остановки троллейбусов находится мемориал в память о жертвах замученных в концлагере и не всем известно, что в нем вшита капсула с прахом павших военнопленных.

Мягко говоря, именно район Богуния, вот уже почти столетие, считается едва ли не сплошной братской могилой павших во времена войны и, наверное, этим и объясняется не самое лучшее душевное состояние тех, кто проезжает по этому району.

Сколько бы историки, или краеведы, журналисты, или писатели не писали о тех страшных событиях, которые бы не подбирали синонимы и страшные слова, все же свидетели тех событий знают, что буквы на белом фоне никогда не передадут той жалости и боли, которые принесла с собой война, взрывы, выстрелы, ведь это не передать словами.

Искренне хочется, чтобы все экскурсоводы и историки рассказывали через несколько веков исключительно о чем-то хорошем и светлом, но от современного поколения это зависит уже прямо сейчас, о чем будут говорить краеведы.

.......